ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ РЕСПУБЛИКА

«Власть, земля и то общественное устройство, и уклад жизни, который позволил бы нам достойно жить, а детям передать не рабскую психологию и рабство, а светлое будущее!» А.Н.Юдин
 
ФорумКалендарьПоискРегистрацияВходСайт ДКР

Поделиться | 
 

 Решение Волгоградского областного суда

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin

avatar

Очки : 368
Дата регистрации : 2013-09-22
Откуда : Донская Казачья Республика

СообщениеТема: Решение Волгоградского областного суда    Вт 14 Янв 2014, 18:27

  РЕШЕНИЕ

                                                           Именем Российской Федерации

                                                            Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи
при секретаре  с участием представителей:

Управления Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области

Общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» Гайдарова М.Б., Булдаковой СВ., Мантула И.В., Фалевич И.В., Таболаева А.Е., Кузнецова В.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 10 декабря 2010 года гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации объединения,

установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в суд с иском к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации общественной организации, назначении ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков ликвидации, мотивируя тем, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. В установленный срок и до настоящего времени организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации общественного объединения.
Представитель Управления МНС России по Волгоградской области в суд не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Мантула И.В., Фалевич И.В. требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представители общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» (далее ОО «РНКА казаков Волгоградской области») Кузнецов В.Ф. и Таболаев А.Е. иск не признали, пояснив, что региональное общественное объединение создано для целей сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной культурно-исторической среды обитания в соответствии с действующим законодательством. ОО «РНКА казаков Волгоградской области» согласно п . 1.1 Устава создана как форма национально-культурного самоопределения и объединяет граждан РФ, проживающих в Волгоградской области, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения и обогащения исторического и культурного наследия, сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития художественных промыслов и ремёсел. В соответствии с законодательством казаки отнесены к этнической общности, и в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июня 1996г. за № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» имеют право создания национально-культурной автономии казаков. Требования и предписания Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о переименовании, преобразовании в казачье общество считают незаконными, так как цели, задачи, порядок организации данных обществ не противоречат закону.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Мантулу И.В., Фалевич И.В., возражения представителей ОО «РНКА казаков Волгоградской области» Кузнецова В.Ф. и Таболаева А.Е., суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.


Согласно Закону РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1992г. № 632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации « О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества, казачество определено как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.

В соответствии со ст.20 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992г.)(ред. От 21.12.2009г.), народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.
Статья 21 (право на культурно-национальную автономию) указанных Основ, предусматривает, что Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне национально-государственных образований или не имеющим своей государственности на культурно-национальную автономию.
Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ, национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, (в ред. Федерального закона от 10.11.2003г. № 136-ФЗ).

Статья 2 данного Закона определяет, что национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономий; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.03.2004г. № 5-П разъяснены вышеприведенные нормы Федерального закона "О национально-культурной автономии":
« 5. Определяя в статье 1 Федерального закона "О национально-культурной автономии" национально-культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, федеральный законодатель исходил из того, что основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере.
Следовательно, действующее правовое регулирование национально-культурной автономии в Российской Федерации - как допускаемого Конституцией Российской Федерации, соответствующего международно-правовым обязательствам Российской Федерации и установленного федеральным законодателем способа и организационно-правовой формы защиты прав национальных меньшинств - призвано определять правовые основы национально-культурной автономии, способствующие созданию условий взаимодействия государства и общества для защиты интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития, включая меры государственной поддержки самостоятельного решения вопросов самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Этими целями обусловливаются закрепленные Федеральным законом "О национально-культурной автономии" права национально-культурной автономии и соответствующие им обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, им устанавливается, что Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации, конкретизируются права граждан на сохранение и развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры и определяются коллективные формы их реализации (статья 4, части первая и вторая статьи 8, статьи 11 и 13), а также определяются корреспондирующие этим правам обязанности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 9, 12, 14 и 15). Устанавливая финансово-экономические основы национально-культурной автономии, названный Федеральный закон предусматривает обязанности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию финансовой поддержки национально-культурных автономий со стороны государства и местного самоуправления и определяет условия такой поддержки (статьи 19 и 20).
Из этого следует, что национально-культурная автономия как способ самоопределения этнической общности в целях обеспечения ее этнокультурных прав и интересов является такой формой самоорганизации, через которую осуществляется государственная поддержка национальных меньшинств в целях сохранения их самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этим обусловливается значение регистрации национально-культурной автономии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в результате которой соответствующая национально-культурная автономия приобретает не только права юридического лица, но и иные гарантированные Федеральным законом "О национально-культурной автономии" публичные права, которым корреспондируют перечисленные в данном Федеральном законе обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

6. Право на национально-культурную автономию, предоставляемое на основании Конституции Российской Федерации Федеральным законом "О национально-культурной автономии", как вытекает из содержания данного Федерального закона, а также целей самого права, его субъектного состава, форм и способов реализации, характера принадлежащих национально-культурной автономии прав и корреспондирующих им обязанностей органов публичной власти, осуществляется совместно гражданами, принадлежащими к национальному меньшинству; осуществление данного права посредством создания национально-культурной автономии с целью коллективных действий в сфере взаимных интересов обеспечивает соответствующие интересы как граждан, относящих себя к определенной этнической общности, так и этнической общности в целом.
Тем самым право на национально-культурную автономию, совместно реализуемое гражданами Российской Федерации, относящими себя к соответствующей этнической общности, связано с правом на объединение в его индивидуальном аспекте, которое осуществляется каждым непосредственно через общественное объединение, пользующееся установленными законодательством Российской Федерации правами.
Исходя из этого Федеральный закон "О национально-культурной автономии" - с учетом положений Конституции Российской Федерации о праве каждого на объединение и свободе деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1) и во исполнение принятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам - устанавливает, что национально-культурная автономия как особая форма самоорганизации и национально-культурного самоопределения этнической общности, оказавшейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, представляет собой только одно из возможных объединений граждан по признаку принадлежности к соответствующей этнической общности в целях удовлетворения своих этнокультурных запросов.
Так, в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" перечислены принципы, на которых основывается национально-культурная автономия, а именно: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизация и самоуправление, многообразие форм внутренней организации, сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой, уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей, законность (статья 2). Названными принципами в рамках установленного данным Федеральным законом, иными федеральными законами регулирования исключаются как дискриминация лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и объединенным в национально-культурную автономию, так и ущемление прав лиц, не участвующих в деятельности национально-культурной автономии. Кроме того, участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии (часть третья статьи 4).»


В судебном заседании установлено, что организация ОО «РНКА казаков Волгоградской области» создана на учредительной конференции 09 декабря 1999г. в г.Михайловке, на которой присутствовало 53 делегата от национально-культурных автономий города Михайловки, Михайловского и Кумылженского районов. На конференции утвержден Устав ОО «РНКА казаков Волгоградской области», избраны президиум, другие исполнительные и руководящие органы, утвержден план работ.
Данный факт подтверждается протоколом №1 Учредительной конференции региональной национально-культурной автономии казаков.

ОО «РНКА казаков Волгоградской области» зарегистрировано 31 января 2000г., согласно свидетельства о регистрации № 2641, выданного Управлением юстиции администрации Волгоградской области.
Обществом получено Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г. Дата внесения записи 08 января 2003г.
Согласно Уставу автономии, основными целями деятельности являются: сохранение и развитие национальной культуры, творческой национальной самобытности, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, сохранение национальных традиций и обычаев.
Как следует из искового заявления, Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области признает, что в силу ст.2 Закона РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1, «казачество ... является исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей.»(л.д.З)
09 октября 2009г. и 12 марта 2010г. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области вынесены предупреждения ОО «РНКА казаков Волгоградской области» с требованием провести общее собрание о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в Устав в связи со сменой наименования.
В обоснование требования о ликвидации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» истец сослался на п.2 ст.61 ГК РФ, часть 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях», согласно которым неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов является основанием ликвидации общественного объединения.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом суду не представлено фактов и доказательств нарушений закона за период деятельности с момента регистрации со стороны ОО «РНКА казаков Волгоградской области», влекущих прекращение деятельности данного общества.

Согласно объяснений представителей истца суду, нарушений закона,
являющихся основанием ликвидации общественного объединения, за период с момента регистрации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» не выявлено. Ответчик отказался выполнить предписания о реорганизации в казачье общество либо внесения изменений в Устав ОО «РНКА казаков Волгоградской области» в связи со сменой наименования.
В силу вышеприведенных норм права казаки относятся к этнической общности и в силу «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ имеют право на создание региональной национально - культурной автономии.

В связи с указанным предупреждения, направленные Управлением Министерства юстиции по Волгоградской области о реорганизации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» либо внесении изменений в Устав не соответствуют закону и их неисполнение не может служить основанием к ликвидации общественного объединения казаков.

Доводы истца, фактически признающего казаков этнической общностью, о том, что казаки не вправе создавать национально-культурные автономии, так как казаки не относятся к национальности, противоречат закону.
При таких обстоятельствах суд считает требования о ликвидации ОО «РНКА казаков Волгоградской области» по заявленным основаниям незаконными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения – региональная  национально – культурная  автономия казаков Волгоградской области, назначении ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков ликвидации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в кассационном порядке путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд в течение 10 дней.

Судья /подпись/ М.Б.Гайдаров /печать/
Вернуться к началу Перейти вниз
Admin

avatar

Очки : 368
Дата регистрации : 2013-09-22
Откуда : Донская Казачья Республика

СообщениеТема: Re: Решение Волгоградского областного суда    Вт 14 Янв 2014, 18:31

                            МИНИСТЕРСТВО юстиции РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Калинина ул., Волгоград , 400001 тел./факс(8442)95-98-17 e-mail: fr-volgograd@mail.ru http://minjust34.ru ОКП087271590, ОГРН 1083460004649 ИНН/КПП 3445097480/344501001
2ОЛЕК 2010 Ж03-ШШ
На №
 
В Верховный Суд Российской Федерации (через Волгоградский областной суд)
Лицо, подающее жалобу по делу №3-69/20 Юг.
Истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Волгоградской области Калинина ул., 4, Волгоград, 400001
телефон: 976315, 975778 факс: 976315, электронная почта: fr-volgograd@mail.ru
Другие лица, участвующие в деле №3-69/20Юг.: Ответчик - Общественное объединение Региональная национально - культурная автономия казаков Волгоградской области
Советская ул., 19, пос.Отрадное, Михайловский район, Волгоградская обл., 403325
Кассационная жалоба на решение Волгоградского областного суда по делу №3-69/2010
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Управление, Заявитель) обратилось в Волгоградский областной суд с исковым заявлением о ликвидации Общественного объединения Региональной национально - культурной автономии казаков Волгоградской области.
Решением Волгоградского областного суда (далее - Суд) от 10.12.2010 по делу №3-69/20Юг. Управлению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Управление считает, что при вынесении решения Волгоградский областной суд не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела. С •выводами Волгоградского областного суда, указанными в решении от 10.12.2010 Управление не согласно.
.Основанием обращения Управления с иском в суд о ликвидации Общественного объединения Региональной национально - культурной автономии казаков Волгоградской области послужило следующее.
Общественным объединением Региональной национально-культурной
автономией казаков Волгоградской области не были исполнены законные требования органа, осуществляющего контроль за деятельностью некоммерческих организаций, вынесенные на основании статьи 38 Федерального закона от
19.05.1995    №82-ФЗ «Об общественных объединениях» о реорганизации национально культурной автономии в казачье общество, либо о внесении в устав изменений в связи со сменой наименования (предупреждения от 09.10.2009, 12.03.2010 в установленный срок не исполнены). Управление считает, что общественное объединение не может относиться к национально-культурной автономии, ввиду того, что такой национальности, как казак, на территории России не существует.
Специальным законом, определяющим понятие Национально-культурная автономия и регламентирующим ее деятельность, является Федеральный закон от
19.05.1996    № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Согласно указанному закону Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Понятие национального (родного) языка, как одного из признаков национально-культурной автономии, проходит красной линией через весь закон. Так глава 3 закона определяет обеспечение права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка, его государственную защиту, право на получение основного общего образования на национальном языке и выбор языка воспитания и обучения. Таким образом, возникает вопрос: если казак - это национальность, то каков его национальный (родной) язык?
Исходя из буквального толкования статьи 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» в части определения понятия «репрессированные народы» следует, что казачество непосредственно не отнесено к нации, народности или этнической группе, а отнесено к категории иной исторически сложившейся культурно-этнической общности людей в отношении которой, по иной (не национальной) принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида.
Таким образом, казачество - это не этническая общность (национальность), под которой следует понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, который является главным инструментом общения, формирующим у людей чувство единой лингвистической общности, знание которого, является важнейшим критерием идентификации членов самостоятельной этической общности.
Статьями 20 и 21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992, на которые также ссылается Суд в доказательство того, что ответчик имеет право на существование национально-культурной автономии казаков, определено, что народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания, а культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств, которые вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры; создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, которого казаки не имеют.
Ссылки Суда на статью 2 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» Управление считает ничем не мотивированным, в силу того, что положения данной статьи регламентируют общие принципы национально-культурной автономии.
В пункте 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.03.2004 №5-П, на который ссылается Суд в подтверждение вышеизложенного вновь указано на такой признак национальности, как язык. Цитирование Судом пунктов 5 и 6 указанного Постановления к предмету иска не относятся и не являются доказательством того, что в Российской Федерации имеется такая национальность, как казак, которая имеет право на образование национально культурной автономии.
Ссылку суда на то, что истцом не представлено фактов и доказательств нарушений закона в период деятельности общественного объединения с момента его образования Управление также считает не состоятельной, дважды общественным объединением не были исполнены законные требования Управления о необходимости реорганизации национально-культурную автономию в казачье общество, либо внесении в устав изменения в связи со сменой наименования, что и повлекло за собой обращение в суд с исковым заявлением, т.к. неоднократное неисполнение общественным объединением федеральных законов, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием ликвидации общественного объединения.
Доводы Суда о том, что участие или неучастие в деятельности национально- культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии Управление считает несостоятельным, так как данный вопрос не являлся предметом искового заявлении. Предъявленный Управлением иск не ограничивал каких-либо прав граждан Российской Федерации.
Обращение Суда к тому факту, что на учредительной конференции общественного объединения присутствовали 53 делегата от национально- культурных автономий г. Михайловки и Михайловского района и Кумылженского района не относится к предмету иска. Следует отметить, что Национально- культурная автономия казаков Кумылженского района в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 10.11.2008 исключена из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. В отношении Общественного объединения - национально-культурная автономия казаков г. Михайловки и Михайловского района вынесено предупреждение аналогичное вынесенному Общественному объединению Региональной национально-культурной автономией казаков Волгоградской области. Срок исполнения предупреждения по заявлению президента Общественного объединения - национально-культурная автономия казаков г. Михайловки и Михайловского района Управлением продлен до 11.07.2011.
Кроме того, Суд, делая выводы о том, что доводы истца о невозможности создания казаками национально-культурной автономии, противоречит закону, не указал, конкретные нормативные правовые акты.
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» казачество, в отличие от наций, народностей или этнических групп, является исторически сложившейся культурно - этнической общностью людей. Если обратиться к толкованию слов «национальность, народность, нация», то все эти понятия объединяет признак общности языка и генетическая связь поколений.
Подтверждением того, что казачество - это не нация или национальность свидетельствует Концепция государственной политики по отношению к казачеству, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1994 № 355, где отмечено, что казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой и именно в этот период приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.12.2005 № 154 -ФЗ «О государственной службе российского казачества» российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Казачье общество есть форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).
Следовательно, казачество формируется не по национальному признаку.
Кроме того, в соответствии с Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.07.2008, на территории Российской Федерации действуют общественные объединения российского казачества, являющиеся добровольными, самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Одной из их задач является объединение усилий общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества.
Таким образом, Управление считает законным вынесение предупреждений
Общественному объединению Региональной национально - культурной автономии казаков Волгоградской области о необходимости реорганизации национально- культурную автономию в казачье общество, либо внесении в устав изменения в связи со сменой наименования, не исполнение общественным объединением которых и повлекло обращение Управления в суд.
Обращаем внимание на тот факт, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 -ФЗ «Об общественных объединениях», организация, в отношении которой вынесено предупреждение, должна либо исполнить его в установленный срок, либо обжаловать в суд законность предъявленных требований. В рассматриваемом случае общественное объединение проигнорировало требование (не исполнило) Управления, вследствие чего, последнее было обязано обратиться в суд с иском о ликвидации Общественного объединения Региональной национально - культурной автономии казаков Волгоградской области.
На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьями 336, 340 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ПРОШУ:
-решение Волгоградского областного суда о ликвидации Общественного объединения Региональной национально - культурной автономии казаков Волгоградской области от 10.12.2010 по делу №3-69/2010 отменить.
-ликвидировать Общественное объединение Региональную национально - культурную автономию казаков Волгоградской области ОГРН 1033401261937, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
Приложение:
1.копия решения Волгоградского областного суда от 10.12.2010 на 8 листах;
• 2. копия приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 22.12.2008 № 1755-к «О назначении Колесникова М.А.» на 1 листе;
19.05.1997    копия    приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 11.12.2009 № 2096-к «О заключении срочного служебного контракта с Колесниковым М.А.»на 1 листе;
19.05.1998    копия    кассационной жалобы на 5 листах.
Начальник Управления        ~    ; М.А. Колесников
Вернуться к началу Перейти вниз
Admin

avatar

Очки : 368
Дата регистрации : 2013-09-22
Откуда : Донская Казачья Республика

СообщениеТема: Re: Решение Волгоградского областного суда    Вт 14 Янв 2014, 19:20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело№ 16-П1-2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 февраля 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховною Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Горшкова В.В. судей - Харланова А.В. и Пчелинцевой Л.М. при секретаре - Тереховой Л.Н.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации но Во. и 01 рабской области Колесникова М.А. на решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г., которым отказано в удовлетворения заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова Л.В., объяснения представителя Управления Министерства юстиции РФ по но Волгоградской области Мантула И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» Репникова В.А.. Кузнецова В.Ф., Таболаева А.Е., полагавших решение суда оставить без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в Волгоградский областной суд с исковым заявлением о ликвидации данной организации.
В обоснование заявленных требований истец сослался- на то, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как автономия не предусмотрена, в связи с чем предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации автономии в казачье общество. либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. В установленный срок идо настоящего времени организацией предупреждения не исполнены, документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации общественного объединении.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать.
Решением Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. отказано в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации - «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения.
В кассационной жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Колесников М.А. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм процессуальною нрава, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия но гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что организация Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» была создана на учредительной конференции 09 декабря 1999г. Вышеназванное общественное объединение зарегистрировано 31 января 2000г. Управлением юстиции администрации Волгоградской области, выдано свидетельство о регистрации №2641 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Уставу автономии, основными целями её деятельности являются: сохранение и развитие национальной культуры, творческой национальной самобытности, сохранение и обогащение исторического и культурною наследия, сохранение национальных традиций и обычаев.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Отказывая в иске о ликвидации Общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, областной суд исходил из того, что в силу вышеназванных норм законодательства, казаки относятся к этнической общности и имеют право на создание региональной национально-культурной автономии. Поэтому, как указал суд, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о реорганизации общества, либо внесении изменении в Устав, и их неисполнение не могут служить основанием для ликвидации общественного объединения казаков.
Между тем, с указанным выводом суда верной инстанции нельзя согласиться, поскольку этот вывод сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.
Так, суд не учел, что правовые основы создания и функционирования национально-культурной автономии регулируются специальным Законом - Федеральным законом 01 17 июня 1996г. (в редакции от 09 февраля 20091.) № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
Суд первой инстанции вопрос о том, обладает ли Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», указанными в названой статье Закона признаками дающими право па создание национально-культурной автономии не исследовал.
Кроме того, суду следовало обсудить вопрос о том, требуются ли при разрешении данного дела специальные познания. В случае, если таковые требуются, необходимо обсудить вопрос о назначении по делу - судебной экспертизы.
В кассационной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области указывается также на то, что общественное объединение - Национально культурная автономия казаков Кумылженского района, являющаяся одним из двух учредителей региональной национально-культурной автономия казаков Волгоградской области 10 ноября 2008г. исключена из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В связи с чем, суду следует определить, сохраняет ли в связи с этим в настоящее время автономия казаков Волгоградской области статус региональной автономии.
На основании изложенного, решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь, ст.ст. 360-362 ГПК РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Волгоградскою областного суда от 10 декабря 2010 г. отменить, дело направить, на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий, Судьи
Вернуться к началу Перейти вниз
Admin

avatar

Очки : 368
Дата регистрации : 2013-09-22
Откуда : Донская Казачья Республика

СообщениеТема: Re: Решение Волгоградского областного суда    Вт 14 Янв 2014, 20:01

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
г. Волгоград Дело № 3-27/2011
РЕШЕНИЕ


Волгоградский областной суд в составе

судьи Кубасова И. Г.
при секретаре Якуниной А. О.

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 августа 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации Общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», созданного в форме общественного объединения, в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации; неисполнением в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, требований, изложенных в Предупреждении № 03-13/7232 от 09.10.2009 г. и № 01-13/2477 от 12.03.2010 г.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Мантула И.В. требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представители общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» Кузнецов В.Ф. и Таболаев А.Е. с предъявленными требованиями не согласились и просили в их удовлетворении отказать, пояснив, что региональное общественное объединение создано для целей сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной культурно-исторической среды обитания в соответствии с действующим законодательством. Общественное объединение «РНКА казаков Волгоградской области» согласно п . 1.1 Устава создано как форма национально-культурного самоопределения и объединяет граждан РФ, проживающих в Волгоградской области, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения и обогащения исторического и культурного наследия, сохранения национальных традиций и обычаев, возрождения и развития художественных промыслов и ремёсел.

Казаки представляют собой этническую общность, обладающую культурной спецификой, находятся на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства и с учетом положений Федерального закона РФ от 17 июня 1996г. за № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обладают правом на создание национально-культурной автономии.

С учетом указанного, требования и предписания Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о переименовании, преобразовании общественного объединения в казачье общество представители ответчика считают незаконными, поскольку цели, задачи и порядок организации общества не противоречат закону.

Выслушав объяснения представителей Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, общественного объединения «РНКА казаков Волгоградской области», исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Волгоградский областной суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 5 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» определено, что в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Согласно Закону РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1992г. № 632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» казачество определено как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.

В соответствии со ст.20 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992г.) (ред. От 21.12.2009г.) народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.

Статья 21 (право на культурно-национальную автономию) указанных Основ предусматривает, что Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне национально-государственных образований или не имеющим своей государственности на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ, национально-культурная автономия в Российской Федерации – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Статьёй 2 данного Закона предусмотрено, что национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономий; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Вышеназванное общественное объединение зарегистрировано 31 января 2000г. Управлением юстиции администрации Волгоградской области, ему выдано свидетельство о регистрации № 2641 и 8 января 2003г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

09 октября 2009г. и 12 марта 2010г. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области вынесены предупреждения общественному объединению «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» с требованием провести общее собрание о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в Устав в связи со сменой наименования.
В обоснование своих требований о ликвидации Общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» истец привёл доводы о нарушении ответчиком положений пункта 2 ст.61 ГК РФ и части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях», в силу которых неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут являться основанием для ликвидации общественного объединения. При этом, под неоднократным и грубым нарушением федеральных законов и иных нормативных актов истец указывал на нежелание общественного объединения исключить из своего наименования термин «национально-культурная автономия» или реорганизовать национально-культурную автономию в казачье общество в соответствии с правилами, установленными в Федеральном законе от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Управлением Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области суду не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, которые могли бы повлечь за собой прекращение деятельности данного общества в судебном порядке.
Так, согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В соответствии с абзацем 3 части первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, -принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе общественное объединение, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Отказывая в удовлетворении заявления Управления, суд исходит из того, что в деятельности общественной организации «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» какие-либо нарушения норм действующего законодательства место не имели, поскольку в соответствии с заключением экспертизы № 235/2011 от 01.06.2011 года, произведенной кандидатом исторических наук по специальности «этнология» Степановым В. В. (ООО «Этноконсалтинг», г. Москва), казаки и казачество относятся к этнической общности, обладающей культурной спецификой, которая также является частью этнической общности русского народа. В отношении казаков и казачества допустимо употребление термина «национально-культурное самоопределение». В отношение казаков и казачества как этнической общности может быть применим термин этническое/национальное меньшинство, так как культура казачества не является доминирующей в регионах с их компактным расселением. Современные казаки как этнокультурная общность на территории Волгоградской области находятся в ситуации этнического/национального меньшинства. Как в целом по России, так и в отдельных субъектах федерации на исторических территориях распространения казачества в отношении казаков и казачества допустимо употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» (л.д. 192-208).

При этом, сам характер и последствия якобы допущенных нарушений, указанных в Предупреждениях № 03-13/7232 от 09.10.2009 г. и № 01-13/2477 от 12.03.2010 г., не могли являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации.

Кроме того, при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующей правовой позиции.

Так, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней № 3 от 6 мая 1963 года, № 5 от 20 января 1966 года и № 8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2 от 6 мая 1963 года, и Протоколы к ней № 1 от 20 марта 1952 года, № 4 от 16 сентября 1963 года, № 7 от 22 ноября 1984 года, № 9 от 6 ноября 1990 года, № 10 от 25 марта 1992 года и № 11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, с оговорками и заявлениями.
В указанном законе содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации юрисдикции Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.
В силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывает Европейский Суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.
Поскольку запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации), а создание организации «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» обусловлено исключительно общественно-полезными целями и задачами, требований истца о ликвидации общественного объединения нельзя признать обоснованными.

Ссылку истца на то, что казаки не обладают своим языком, также нельзя признать состоятельной, поскольку она является голословной и опровергается материалами дела.

Так, согласно сведениям Донского словаря (А.В. Миртов), изданного Научно-исследовательским институтом изучения местной экономики и культуры при Северо-Кавказском государственном университете в 1929 году, казачий язык имеет свои диалектологические и фонетические особенности. При этом, словарь содержит около 7000 слов.

Доводы истца о том, что общественное объединение – Национально культурная автономия казаков Кумылженского района, являющаяся одним из двух учредителей региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области 10 ноября 2008 г. исключена из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, правового значения для принятия решения о ликвидации «Региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области» не имеют.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Из пункта 1.1 Устава общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» следует, что «Автономия» объединяет жителей Волгоградской области и создана для осуществления своей деятельности на территории указанного субъекта Российской Федерации. При этом, ни федеральное законодательство, ни Устав организации не содержит положений, в силу которых при исключении из Единого государственного реестра юридических лиц одного из учредителей регионального общественного объединения допустима ликвидация общественного объединения в целом.

Доводы заявителя о том, что необходимость внесения изменений в учредительные документы общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» обусловлена тем обстоятельством, что среди национального состава Российской Федерации такой национальности как «казак» не зарегистрировано являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно представленной в материалы дела справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (л. д. 38) по данным Всероссийской переписи населения на территории Волгоградской области проживает 20 648 человек, назвавших себя казаками, в том числе в городских поселениях – 10 265 и в сельской местности -10 383 человека.

В соответствии со ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

При этом суд принимает во внимание, что на момент регистрации общественного объединения в 1999 году и до 2009 года каких-либо претензий в части официального наименования общественного объединения к Региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области регистрирующими и иными органами не предъявлялось, нарушений действующего федерального законодательства, которые могли бы быть отнесены к грубым и не устранимым, влекущим за собой ликвидацию общественного объединения в судебном порядке, за указанный период допущено не было.

Представленные в материалы дела Разъяснения Директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.07.2011 г. № 19928-АЖ/04 выводов этнологической экспертизы не опровергают, поскольку являются частным мнением должностного лица Министерства, не основанным на фактических обстоятельствах дела. Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40, полномочия по толкованию законодательства Российской Федерации за названным органом не закреплены.

При таких обстоятельствах заявленные Управлением Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области требования о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации являются полностью необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации – отказать.


Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд

Судья: И. Г. Кубасов



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № 235/2011

г. Москва
Дата 01.06.2011
Время производства экспертизы.
Экспертиза начата: «25″ апреля 2011 г. Экспертиза окончена: «01″ июня 2011 г.

Основания производства экспертизы: определение Волгоградского областного суда от 25.04.2011 по гражданскому делу по иску о ликвидации общественного объединения от 28 октября 2010 №03-13/10275
Обстоятельства дела, установленные судом (из определения суда о назначении экспертизы):

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», установил следующее.

Управление Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области». В обоснование заявления истец сослался на то, что такая форма самоорганизации казаков, как национально-культурная автономия не предусмотрена. Ответчику дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования.

Суд, выслушав объяснения со стороны истца и ответчика, с учетом содержания норм Федерального закона «О национально-культурной автономии», пришел к выводу о том, что для правильного и объективного разрешения дела необходимо установить, обладает ли «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» признаками, дающими право на создание национально-культурной автономии и для этой цели назначить проведение этнологической экспертизы.

Волгоградский областной суд определил назначить по настоящему делу этнологическую экспертизу, производство которой поручить кандидату исторических наук по специальности «этнология» Степанову Валерию Владимировичу (ООО «Этноконсалтинг», 119991, г. Москва, Ленинский проспект 32-а). Перед экспертом поставить вопросы, перечисленные на страницах 2-3 данного экспертного заключения.

Эксперт ООО «Этноконсалтинг»- Степанов Валерий Владимирович, 1961 года рождения, образование высшее, ученая степень кандидат исторических наук по специальности «этнология», стаж работы по специальности 23 года, в том числе стаж экспертной работы 10 лет.
провел этнологическую экспертизу по гражданскому делу.
На экспертизу представлены:

Гражданское дело № 3-27/2011 на 189 страницах по исковому заявлению Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Как с позиций этнологии определяется смысл терминов «казаки» и «сообщество казаков»?

2. Относятся ли «казаки», «сообщество казаков» к этнической общности?

3. Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национально-культурное самоопределение»?

4. Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национальное меньшинство»?

5. При положительном ответе на предыдущий вопрос ответить, находятся ли «казаки», «сообщество казаков» на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства?

6. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении «казаков», «казачества»?

ВЫВОДЫ:

1. Как с позиций этнологии определяется смысл терминов «казаки» и «сообщество казаков»?
Термин «казаки» и синонимичное ему слово «сообщество казаков» в отечественной этнологии употребляется в нескольких взаимосвязанных значениях – историческом и этноисторическом, когда понятию «казаки» приписывался в их историческом прошлом социальный феномен (сословное происхождение); в историко-культурном, когда под современным «сообщество казаков» понимают часть населения, сохраняющего культурное наследие и развивающего традиции исторического казачества; в историко-этнографическом, когда под «казаками» понимают население исторических территорий казачьих войск, которое сохранило историческую и родовую память о казачьей службе предков; в этносоциологическом значении – сохранение и распространение среди населения казачьей идентичности – чувства принадлежности к казачеству; в статистическом значении казаки – совокупность населения Российской Федерации, которые по самоопределению относят себя к казакам при официальной регистрации; в общественно-политическом значении – казаки и казачество -совокупность лиц, деятельность которых регулируется членством в соответствующих, определенных законом, казачьих организациях.

В целом в современной этнологической литературе казаки, в значении современная часть населения Российской Федерации, понимаются как самобытная этническая группа, этническая общность (в прошлом – этносословная группа), которая в культурном и языковом отношении является также частью большой этнической общности – русского народа. Казаков разделяют по группам соответственно историческим территориям проживания. Факты этнической (этнокультурной) самобытности и одновременно принадлежности к русскому народу отражены в материалах современных переписей населения, в частности в итогах Всероссийской переписи населения 2002 года.

2. Относятся ли «казаки», «сообщество казаков» к этнической общности?
Да.
Это самобытная этническая общность, обладающая культурной спецификой, которая также является частью русской этнической общности, русского народа. Характерно двойственное чувство этнической (национальной) принадлежности к казачеству и русскому народу.

3. Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национально-культурное самоопределение»?
Да.
Для современного населения с этнической идентичностью (национальной принадлежностью по самоопределению) «казак/казачка», либо с двойной идентичностью (например, казак, русский).

4. Допустимо ли употребление в отношении «казаков», «казачества» термина «национальное меньшинство»?
Да.
В отношении казаков и казачества как этнической общности, может быть применим термин этническое / национальное меньшинство, т.к. культура казачества не является доминирующей в регионах с их компактным расселением.

5.При положительном ответе на предыдущий вопрос ответить, находятся ли «казаки», «сообщество казаков» на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства?
Да
Современные казаки, как этнокультурная общность на территории Волгоградской области находятся в ситуации национального меньшинства

6. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении «казаков», «казачества»?
Да.
Как в целом по России, так и в отдельных субъектах Федерации на исторических территориях распространения казачества в отношении казаков, казачества допустимо употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры».

Эксперт Степанов В.В. /подпись/
ПОДПИСЬ ЭКСПЕРТА ЗАВЕРЯЮ:
Руководитель ООО «Этноконсалтинг» /подпись, печать/

Особое мнение эксперта

До 2009 года Федеральный закон «О национально-культурной автономии» пребывал в своеобразной правовой ловушке; С одной стороны, он обязывал государство финансировать общественные организации, зарегистрированные как национально-культурная автономия (НКА), а с другой, не предусматривал конкретных механизмов реализации прав граждан на национально-культурную автономию. Согласно нормам Закона, любая группа граждан, постоянно проживающих на определенной муниципальной территории, может выступить учредителем НКА в поддержку любой (причем получается, даже вымышленной) этнической общности.
Установление же законов каких-либо формальных процедур, определяющих, «реальное существование» тех или иных этнических общностей вне зависимости от убеждений граждан – учредителей соответствующей НКА, привело бы к нарушению конституционных норм и дискриминации граждан по признаку национальной принадлежности. Автор данного экспертного заключения, как эксперт Комитета по Делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации в 2008 году, участвовал в обсуждении данной законодательной коллизии. Проблема, была преодолена в 2009 году путем принятия поправки к Федеральному закону «О национально-культурной автономии»5, согласно которой финансовая поддержка общественных организаций НКА со стороны органов государственного управления не должна осуществляться в обязательном порядке.
Таким образом, право на национально-культурную автономию граждан любой национальной принадлежности сохраняется неизменным. При этом граждане не обязаны доказывать, существует ли на самом деле этническая общность (национальность), чью культуру они по своей инициативе берутся поддерживать и развивать. Граждане не обязаны доказывать, что определенная этническая общность является «самостоятельным народом»6. Граждане не обязаны доказывать, что определенная этническая общность обладает уникальным языком7. При этом государство, со своей стороны, вправе выносить в каждом конкретном случае отдельное решение, следует ли оказывать поддержку и в какой форме той или иной общественной организации, зарегистрированной как национально-культурная автономия.
Следует добавить, что понятие самостоятельный / отдельный народ в науке весьма условно и вряд ли может быть использовано в юридической практике.
Соотношение языка и этнической общности не является однозначным. В России многие этнические общности используют в качестве родного русский язык.

ЭКСПЕРТ: /подпись/
Руководитель ООО «Этноконсалтинг»
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Решение Волгоградского областного суда    

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Решение Волгоградского областного суда
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ РЕСПУБЛИКА  :: ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ РЕСПУБЛИКА :: Решение Верховного суда РФ-
Перейти: